Автомобильные диски, а точнее колеса, по методу производства и материалу можно условно разделить на три категории: штампованные стальные; легкосплавные литые алюминиевые или магниевые; легкосплавные кованные алюминиевые или магниевые.
Штампованные стальные диски
Стальными колесами с конвеера комплектуют большинство легковых и практически все грузовые автомобили в мире. Секрет долговечности и популярности стального колеса – соотношение цена-качество.
Производятся стальные колеса из лент стального металла методом обыкновенной штамповки и последующей сварки.
Неотъемлемым плюсом стального диска является ремонтопригодность. Он не ломается как алюминиевый или магниевый, а мнется («порвать» его можно лишь при очень большой нагрузке). Для устранения деформации нужен лишь специальный станок (от незначительной вмятины можно избавится обычной кувалдой).
Такие колеса идеально подходят для езды по проселочным дорогам или бездорожью, что было доказано многолетним использованием дисков данного типа в международных ралли.
К недостаткам штампованных стальных колес относится лишь внешний вид, который сильно ограничен методом производства, и вес – стальные диски на 1-3кг тяжелее, что достаточно много для неподрессоренной массы.
Стальные колеса для грузового автотранспорта
Различают по применимости:
для грузовиков,
для легких грузовиков,
для прицепов,
для автобусов,
для микроавтобусов,
для тракторной техники.
Легкосплавные литые диски
С ростом производства алюминия и появлением обрабатывающих центров под управлением компьютеров, легкосплавные колеса получили широкое распространение и их преимущества по отношению к штатным стальным колесам ощутили обычные автомобилисты.
Использование алюминия достаточно легко объяснить, ведь он сочетает в себе такие необходимые для колесных дисков качества как прочность и легкость. Сегодня производители научились доводить удельную прочность алюминиевых сплавов до достаточно высоких значений. Если отбросить катастрофически сильные удары, то легкосплавные колеса из алюминиевых сплавов практически вечны.
Еще одним неоспоримым преимуществом литых дисков является возможность создания невообразимых для стальных дисков дизайнов. Также литые диски помогают охлаждению тормозных механизмов, благодаря большей «открытости» дизайна и высокой теплопроводности сплавов.
Минимальность дисбалансов и точность установочных размеров достигается за счет точности доводки пресс-форм и механической обработки поверхностей вращения.
Кованые диски
Наиболее прогрессивный метод производства – ковка, также известный как горячая объемная штамповка.
Конкретный вес колеса определяется его дизайном. Прочность колеса зависит от конструкции, качества сплава и выполнения технологических требований на каждом этапе. Механические свойства алюминиевого сплава после ковки лучше, чем сплава, применяемого при литье колес, поэтому начиная с диаметра в пятнадцать дюймов кованые колеса, как правило, легче литых.
Снижение неподрессоренной массы (шина, колесо, тормозной диск, колодки и др.) обеспечивает более плавней ход автомобиля и способствует более быстрому погашению колебаний. А следовательно — больший комфорт и меньший износ подвески.
На постсоветском рынке лидером по производству высококачественных кованных дисков является Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО).
Колеса из магниевых сплавов
Колеса из магниевых сплавов тоже могут быть литыми и/или коваными. Но магниевые сплавы подвержены общей коррозии и гальвано-коррозии, поэтому поверхность колеса перед покраской должна быть защищена специальным покрытием, а в крепежные отверстия должны быть запрессованы переходные втулки.
Литые магниевые колеса значительно более хрупкие, чем литые алюминиевые. А вот кованый магний легче и по своим характеристикам превышает характеристики алюминиевого. Поэтому магниевые колеса – самый прочный, самый престижный, но и самый дорогой. Используются, в основном, в автоспорте.
Составные колеса
Существует еще один тип колес – составные. Они состоят из нескольких частей, скрепленных металлическими болтами. Болты могут производиться из различных сплавов и металлов но наиболее предпочтительными являются титановые (менее подвержены коррозии чем стальные и прочнее многих сплавов).
Основными элементами такого колеса являются обод и диск, которые, в свою очередь, также могут состоять из нескольких под-элементов.
Эти под-элементы могут быть произведены из различных сплавов и разными методами, а значит, им будут присущи разные эксплуатационные качества.
К составным дискам также относятся крутящиеся диски, или спиннеры, как их называют на западе. У таких колес существуют два «под-диска» один основной – несущий, другой – декоративный, а между ними – подшипник или два (на более дорогих версиях).
Кончики декоративных дисков слегка утяжелены и благодаря тому, при движение автомобиля диск крутится, а при остановке продолжает крутиться некоторое время по инерции.
Какое колесо лучше?
Лучшее колесо то, которое подходит на Ваш автомобиль и нравится Вам.