Согласно заявлению, сделанному пресс-службой Министерства науки и высшего образования, сотрудникам Уральского федерального университета удалось создать эффективную технологию переработки резинового вторсырья и, в частности, изношенных автомобильных шин, в метиловый спирт. Поскольку метанол является компонентом топливных смесей для некоторых видов двигателей внутреннего сгорания, его производство играет крайне важную роль в современной транспортной промышленности.
Предпосылкой к исследованию уральских ученых стал не только экономический эффект, но и вопрос экологической безопасности нашего государства. Утилизация изношенных покрышек, как и других резиновых, пластиковых и полимерных изделий, затруднена длительным сроком естественного распада веществ, а также невозможностью их полного разрушения классическими методами. Ежегодно мировые свалки пополняются 10 миллионами тонн шин, из которых 1 миллион тонн приходится на Россию.
Избавившись от свалок, государство сможет вернуть в земледельческий, промышленный или иной оборот значительные земельные участки. Для этого уже давно ведутся поиски максимально эффективных способов уничтожения и переработки шин. Широкое распространение получили:
- механический метод;
- криогенная технология;
- химическая переработка;
- озонная переработка;
- газификация;
- пиролиз.
Однако ни одна из перечисленных технологий не может предложить достаточно эффективный и безопасных алгоритм переработки.
Новый метод, предложенный отечественными учеными, позволяет в течение часа переработать до 450 кг резиновых отходов, сгенерировав при этом не менее 320 кг метанола. Утилизационная установка представляет собой барабанный реактор, в котором создаются высокие показатели давления и температуры. Под действием внешних физико-химических факторов в полость барабана выделяется синтез-газ, который, в свою очередь, служит продуктом для получения метилового спирта. Произведенный метанол планируется использовать для производства топлива и промышленного формальдегида – химической основы полимерных и композитных материалов.
Проект получил правительственную поддержку, его разработчики будут трудиться в межрегиональном научно-образовательном центре всемирного уровня. Ожидается, что после серии практических испытаний и усовершенствований метод переработки шин в метанол начнет использоваться повсеместно.