Асфальт с добавленной резиновой крошкой – непривычное для слуха россиян сочетание. Такой способ улучшения дорожного покрытия решили опробовать дальневосточные дорожники. Во Владивостоке уложены первые экспериментальные участки полотна с присадкой из нарезанных изношенных шин.
Решение было предложено изобретателем из Приморского края Юрием Беляковым. Он сумел получить добавку для асфальта, используя лишь подручные средства. Лабораторией инноваций стал собственный гараж умельца, расположенный возле дома. В нем находятся приспособления для резки отслуживших шин и варочный котел. Резиновая крошка добавляется в битумную смесь и доводится до определенной температуры, затем масса пропускается через мельницу. По словам изобретателя, материал остается мягким даже при минус 40 градусах. Резиновую присадку можно использовать при изготовлении как холодного, так и горячего асфальта.
Идея пришла в голову автору из информации интернета. Ведь во многих европейских государствах резина давно включена в состав дорожного покрытия. В течение трех лет совместно с дальневосточными учеными проводились эксперименты, пока не было получено оптимальное соотношение асфальта и добавки. Теперь понадобился производственный эксперимент. Дорожники Владивостока настороженно отнеслись к предложению, однако согласились применить новую смесь на пробных участках. Асфальт уложили зимой, без нагрева, просто утрамбовывая. Осталось понаблюдать за новшеством.
Юрий Беляков утверждает, что добавление в асфальт резиновой крошки повышает устойчивость дороги к воздействию влаги, улучшает сцепление покрытия с колесами. В жаркую погоду дорожное полотно не трескается, оно становится более долговечным. Более того, асфальт с резиновыми компонентами на 15% дешевле обычного, дополнительно отпадают вопросы утилизации старых покрышек. Согласно ГОСТ, рабочий температурный диапазон обычного покрытия составляет 60 градусов (- 17 …+ 43). С добавлением модификатора он увеличивается до 95 градусов (- 35 …+60).
По целому ряду показателей новинка превышает международные стандарты. Приморские разработчики надеются, что их идеи не останутся на бумаге, а будут использованы на всех дорогах края и страны.