К классу ГСМ (горюче-смазочных материалов) относятся продукты нефтепереработки, представляющие собой различные вариации смазки и горючего. Наиболее востребованными считаются дизельное топливо, бензин, разнообразные виды газовых смесей – сжиженные и сжатые, всевозможные смазочные составы – масла моторные, трансмиссионные и специализированные, жидкости специального назначения – охлаждающие, тормозные.
На любой электростанции, располагающей современным энергопродуцирующим и вспомогательным технологическим оборудованием должны в обязательном порядке соблюдаться действующие нормы учета и хранения ГСМ.
Учет ГСМ
Для возможности проведения точного учета поступления и расхода горюче-смазочных материалов, в распоряжении персонала электростанции должны находиться соответствующие измерительные приборы, устройство и оборудование, обеспечивающие контроль количества, качества ГСМ и его текущего расхода.
Ответственность за точность вышеописанных показателей ложится всецело на главного бухгалтера предприятия и его руководителя.
Также должен быть назначен специалист (согласно штатному расписанию), в обязанности которого входит производство непосредственных мероприятий по учету, приемке и хранению горюче-смазочных материалов.
Любые продукты нефтепереработки в процессе приемки должны пройти следующие контрольные обследования:
Масса ГСМ
Определяется чаще всего посредством обмера либо непосредственного взвешивания.
- при первом способе высчитывается объем цистерны, определяется фактическая плотность топлива, после чего производится расчет массы поступившего продукта;
- в случае железнодорожных поставок объем ГСМ исчисляется, исходя из калибровочных таблиц, находящихся на каждой цистерне;
- при поставках автотранспортными средствами – бензовозами – осуществляется фактическое измерение уровня топлива, после чего полученное значение сопоставляется с паспортными данными транспортировочной емкости;
- если же ГСМ поставляется через трубопроводную магистраль, тогда учет производится, исходя из таблиц калибровки цистерн нефтебазы. То же относится и к резервуарам на водном транспорте.
Соответствие топлива заявленным характеристикам
Обычно достаточным бывает проверить такие его характеристики, как вязкость, наличие и процент содержания нежелательных включений – серы, золы, температура вспышки. Для этого отбирается несколько проб и осуществляется химанализ.
Хранение ГСМ
Хранение горюче-смазочных материалов, необходимых при осуществлении деятельности электростанции, должно производиться исключительно в предназначенных для этих целей резервуарах. Обычно топливохранилище представляет собой несколько отдельных стационарных цистерн. Различают следующие вариации резервуаров:
- исходя из конфигурации – горизонтального либо вертикального исполнения;
- по методу установки – полузаглубленные, заглубленные и внешние (наружные).
Все цистерны, предназначенные для длительного либо кратковременного содержания ГСМ, должны в обязательном порядке подвергаться периодическому визуальному осмотру и дефектоскопии с применением соответствующих технических средств. В зависимости от множества обстоятельств, минимальный период между каждым подобным контролем состояния емкостей колеблется от 2 до 4 лет.
Максимальный эксплуатационный срок цистерн для горюче-смазочных материалов составляет 25 лет, после чего она подлежит демонтажу и утилизации.
При эксплуатации емкостей с нефтепродуктами необходимо осуществлять ряд мероприятий для своевременного выявления неполадок:
- производить контроль надежности всех соединительных элементов;
- контролировать усадку и крен цистерны;
- в процессе наполнения/опорожнения емкости следить за напором жидкости, не допуская превышения предельного значения;
- не допускать возникновения гидроударов, вибрации при прохождении смесей через трубопроводные системы.
Также необходимо производить регулярную очистку внутренних поверхностей емкостей от скопившихся мазутистых отложений – вручную или посредством моющих средств.