Шинная отрасль Китая переживает сейчас переходный период, который заключается в переходе от обычного наращивания мощностей к повышению эффективности производства.
По объемам производства шин, Китай сегодня доминирует в мире, что же касается розничных цен, то они, как правило, вдвое ниже по сравнению с премиальными западными брендами. Вследствие этого, стоимость годового производства шин в Китае сопоставима с Michelin либо Bridgestone. Общий годовой объем производства китайских шин – около 510,0 млн. штук, а это примерно в 3 раза больше по сравнению с любым глобальным производителем.
Емкость шинного рынка Китая составляет около 300,0 млн. штук, а это значит, что по данному показателю он сопоставим с европейским рынком. Если говорить о ситуации с грузовыми шинами, то здесь доля Китая – примерно треть от общего мирового спроса, а это 50,0 млн. штук.
Сейчас объёмы выпуска легковых шин в Китае – около 400,0 млн. штук, грузовых – примерно 100,0 млн, мотошин – менее 10 млн. Но в будущем все должно измениться, ведь показатель количества автомобилей на одну тысячу человек в КНР – всего 50 авто, а в большинстве развитых стран – 500-800 автомобилей. Реализация легковых машин в Китае сейчас растёт очень высокими темпами, и это стимулирует спрос на легковые шины (он сейчас намного выше, чем в Европе или Северной Америке).
В настоящее время на рынке легковых шин Китая, особенно в его топовом сегменте, преобладают международные бренды. Удерживают лидерство китайские производители и в секторе грузовых шин. Так что, в обоих этих сегментах КНР остается наиболее конкурентным рынком. Наблюдается соперничество домашних марок с корейскими, а также устоявшимися премиальными брендами.
Скажем ещё об одном аспекте. Искусством ритейлерских продаж в Китае владеют не настолько хорошо, как, например, на Западе. По уровню понимания характеристик шин китайские ритейлеры уступают Германии и другим западным странам. И, как результат, им зачастую не удаётся своими советами привести покупателя к правильному выбору.
Стоимость каучука, техуглерода и металлокорда за последние 3 года существенно снизилась. Жесточайшая ценовая конкуренция и отсутствие должной ценовой дисциплины в Китае привела к падению розничной стоимости шин такими же темпами, как и снижение производственных затрат.
В середине 2014 г. средняя стоимость шин в Китае была на 20,0% ниже по сравнению с 2012 г., в Европе же она осталась на прежнем уровне либо возросла. Это является результатом влияния силы брендов, которому подвержены развитые рынки. Однако снижение цен на шины в КНР свидетельствуют о небольшом влиянии сильнейших брендов в этом регионе. Помимо этого, шинная индустрия Китая высокофрагментирована и очень нуждается в консолидации. В КНР сейчас около 400 компаний, занимающихся производством шин. Большинство из них владеют одним заводом, который, чаще всего, обладает устаревшими технологиями.
Китайская ассоциация резинотехнической индустрии, а также Министерство информационных технологий и промышленности несколько лет назад совместно разработали Правительственную политику, нацеленную на ускорение процесса консолидации и сокращение на 40,0% мощностей по производству легковых шин. Сейчас властями разрабатываются правила, которые могут сделать Китай регионом с одной из самых высоких в мире сложностей производства шин. Осуществляться это будет путём выполнения ряда требований. На данный момент, в основном, они носят рекомендательный характер, однако со временем могут стать юридически обязательными.
Но наиболее фундаментальной инициативой стала Политика шинной отрасли, которая была опубликована в 2010 г. Этой программой был определён путь развития индустрии до 2015 г. В 2012 году были приняты стандарты потребления воды и энергии, а в 2014 г. – Спецификации зеленых шин. Ожидается, что в 2015 г. введут новую маркировку, а также требования, регламентирующие применение полиароматических углеводородов и использование систем отслеживания давления в шинах. Помимо этого, вскоре появится новый правительственный документ, в котором для шинной индустрии будут установлены цели на 2016-2020 гг. Эти цели будут включать улучшение технологий, консолидацию отрасли, а также введение новых механизмов стимулирования экспорта.